Запрет на перецепку ограничит товарооборот между Казахстаном и Европой, считает премьер-министр Олжас Бектенов.
«Учитывая геополитическую ситуацию в мире, а также необходимость импорта некоторых товаров из Афганистана, Пакистана и Украины, доставка осуществляется путем «перецепки/перегруза». Данная мера обеспечивает безопасность отечественных перевозчиков и устойчивость товарооборота. Принимая во внимание основную консолидацию грузов европейских стран в Литве, а также отсутствие бланков разрешений с литовской стороной, запрет на перецепку ограничит товарооборот между Казахстаном и Европой», - сообщил Бектенов, отвечая на запрос группы депутатов мажилиса касательно экономического обоснования приостановления до 1 января 2025 года запрета в отношении перевозчиков стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для перевозки грузов путем «перецепки/перегруза».
По мнению премьера, запрет по перевозке грузов путем «перецепки/перегруза» не отвечает основному принципу развития логистики перевозок ввиду отсутствия данных ограничений в мировой практике.
«Введенный в 2017 году запрет негативно отразился на общем рынке международных перевозок в стране.
«Так, если после введения запрета доля казахстанских перевозчиков в общем объеме составила 31%, то с момента снятия запрета в период с 2022 по 2023 годы данный показатель вырос до 50,2 % (показатель до 2017 года – 51%). При запрете «перецепки/перегруза» доставка груза возможна только от страны отправки до страны назначения без возможности промежуточной перецепки. Учитывая, что на заезд в европейские страны имеют право в основном автотранспортные средства высокого экологического класса, сужается круг участников перевозочного процесса, ограничивается конкуренция и, тем самым, крупными субъектами данного рынка повышается стоимость на перевозку», - пояснил глава правительства.
Кроме того, добавил он, без возможности «перецепки/перегруза» автотранспортное средство, доставляющее груз на территорию Казахстана, осуществляет сбор данного груза с разных стран, увеличивая его стоимость и время доставки.
«Таким образом, ограничение «перецепки/перегруза» увеличивает стоимость перевозок, что влияет на конечную стоимость груза, доставляемого на рынок Казахстана. В настоящее время казахстанские перевозчики не имеют возможности поставки грузов из Южной Кореи, Гонконга, Малайзии и Вьетнама, доставка которых осуществляется китайскими перевозчиками», - сообщил руководитель кабмина.
Он отметил, что «при запрете «перецепки/перегруза» поставляемый груз из вышеуказанных стран практически невозможно будет получить местному перевозчику с приграничных терминалов Китая».
«Необходимо учитывать, что любые ограничения в сфере международных автомобильных перевозок в отношении иностранных перевозчиков могут спровоцировать введение зеркальных мер в отношении казахстанских перевозчиков. В целом это негативно отразится на процессе перевозок грузов и развитии транзитно-транспортного потенциала страны. Учитывая вышеизложенное, окончательное решение по данному вопросу будет принято по итогам анализа в рамках сроков отмены запрета на «перецепку/перегруз» до 1 января 2025 года», - сообщил Бектенов.
Касательно анализа ситуации на рынке международных автоперевозок грузов он сообщил, что в 2023 году объем автоперевозок грузов в экспортно/импортном сообщении составил 7,6 млн тонн (2,8 млн тонн экспорт/4,8 млн тонн импорт), из которых 1,6 млн тонн приходится на европейские страны.
«При этом в общем объеме перевозок доля отечественных перевозчиков составила 50,2%. В 2023 году получено 270,8 тыс. бланков разрешений от других государств, из них отечественные перевозчики использовали 183 тыс. единиц (68%, с учетом бланков КНР «С»). Алгоритм распределения бланков разрешений предусматривает их закрепление на год в определенном количестве за отдельными перевозчиками», - добавил премьер.
Он подчеркнул, что «бланки в нужном количестве выдаются перевозчикам с учетом их истории работы при наличии удостоверения допуска перевозчика и карточки допуска транспорта».
«При этом, по действующей системе некоторым перевозчикам бланки разрешений недоступны ввиду их ограниченного количества, несмотря на то, что в конце отчетного периода остается множество неиспользованных бланков разрешений. В этой связи ведется разработка нового механизма распределения бланков разрешений, предусматривающего выдачу бланков по факту перевозки грузов без каких-либо ограничений, с созданием условий по равному доступу к рынку грузоперевозок», - проинформировал глава кабмина.
Говоря о правомерности принятия приказа «О внесении изменения и дополнения в приказ исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 353 «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении» премьер проинформировал, что подпунктом 1) пункта 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что временно ввезенные транспортные средства (прицепы, полуприцепы) могут использоваться для внутренней перевозки грузов, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в случаях, если такая перевозка допускается международными договорами.
«Нормы двусторонних и действующих межправительственных соглашений по автоперевозкам предусматривают перевозку прицепов и полуприцепов с регистрационными и отличительными знаками других государств при условии, что грузовые автомобили, автомобильные тягачи имеют регистрационные и отличительные знаки государств сторон. Учитывая вышеизложенное, сообщаем, что нормы законодательства по перевозке грузов путем «перецепки/перегруза» не противоречат Таможенному кодексу ЕАЭС», - сообщил Бектенов.